Установление позитивного контакта с ребёнком.
Некоторые
правила, способствующие в установлении позитивного контакта с ребёнком.
Правило
1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он
не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все
в порядке! Ты, конечно, справишься!»
Правило 2:
Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
При этом:
1) возьмите на себя только то, что он не может
выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому;
2) по мере освоения ребенком новых действий
постепенно передавайте их ему.
Правило 3:
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные
дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Правило 4:
Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий
(или своего бездействия).
Правило 5.
Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо «активно» выслушать.
Правило 6. Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания, сообщите ему об этом в форме «Я- высказывания».
Правило 6. Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания, сообщите ему об этом в форме «Я- высказывания».
Правило 7.
Максимально удаляйте из своего общения с ребенком «12 помех»- привычных или
автоматических реакций: приказы, команды, предупреждения, угрозы, мораль,
нравоучения и др.
Правило 8.
Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Не требуйте от него
невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете
изменить в окружающей обстановке.
Правило 9. Не
присваивайте себе эмоциональных проблем ребенка.
Правило10.
Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни
каждого ребенка, но:
- их не должно быть слишком много и они должны
быть гибкими;
- родительские требования не должны вступать в
явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка;
- правила должны быть согласованы взрослыми
между собой;
- тон, в котором сообщается требование или
запрет, долен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Правило 11.
Правила и последствия должны формулироваться одновременно.
Правило 12. Следует
применять санкции, а не наказания.
Что
нам мешает слышать ребенка?
1. Приказы,
команды, отрицающие чувства. (Ребенок плачет, расшиб коленку, мы:
«Прекрати плакать!» - обида у ребенка гарантирована.)
2. Предупреждения,
предостережения, угрозы. (Если ты еще раз упадешь в эту лужу…)
3. Мораль,
нравоучения, проповеди. (Каждый человек должен… Учиться – это твой
долг… - Они вызывают скуку, потом агрессию и чувство вины.)
4. Советы
и готовые решения. (Я бы на твоем месте… Не послушалась, вот и
… - Советы не работают, потому что они всегда сверху, они раздражают.)
5. Доказательства,
нотации и выводы. (Пора бы уже знать, что мальчики в твоем
возрасте… - Вызывают борьбу и месть.)
6. Критика,
выговоры, обвинения. (Все из-за тебя… Вечно ты… - Результат:
избегание неудач, низкая самооценка.)
7. Обзывания
и высмеивания. (Даже шутливые)
8. Догадки
и интерпретация. (Небось опять… Я тебя насквозь вижу…)
9. Сочувствие
на словах, уговоры. (Успокойся, это ерунда. Не обращай
внимания. Ничего страшного…)
10.
Отшучивание. Уход
от разговора (анекдот и т.п. – в этом есть пренебрежение).
Как
дать ребенку почувствовать себя значимым?
1. Общение
на равных. Уровень глаз.
2. Спрашивать
у детей совета.
3. Интересоваться
планами ребенка и их учитывать.
4. Просить
помощи в чем-либо. После этого не критиковать.
5. Одобрение
вообще (в целом).
6. Поддержка
в трудной ситуации.
7. Не
сюсюкать с ребенком. Разговаривайте как со взрослым.
8. Встречать
и провожать как лучшего друга.
9. Если
вы не правы, просите прощения.
10.
Позволяйте
ребенку выражать свои чувства и делитесь своими.
11.
Позволяйте
детям делать ошибки и встречаться с их последствиями.
12.
100%-ное
внимание 15 минут каждый день.
13.
Концентрируйте
внимание не на ошибке, а на том, как выйти из сложной ситуации.
14.
Телесный
контакт 2-3 раза в день минимум.
Комментарии
Отправить комментарий