Профориентация для средних и старших классов.
Мир профессий: я хочу.
Приветствие.
Беседа. В
мире есть мало вещей, которые мы не можем выбрать. К ним относятся историческая
эпоха, в которой мы живем, наши родители, события раннего детства. Все
остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из
наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу, является выбор профессии. И
есть смысл отнестись к этому как можно более серьезно. Для того чтобы правильно
выбрать профессию, нужно ориентироваться в трех вещах.
·
Во-первых, определить, каковы Ваши
профессиональные интересы и склонности. Кратко мы назовем их словом «хочу».
·
Во-вторых, оценить, каковы Ваши
профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые
определяют, в конечном счете, Вашу профессиональную пригодность и возможности.
Проще говоря, ответить на тот вопрос, какое у вас «могу».
·
В-третьих, узнать, какие профессии пользуются
спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям надо
готовить специалистов, т.е. что сегодня обществу «надо».
Если совместить все
эти три компонента, то профессиональный выбор будет удачен, и отдача от такого
человека в процессе его трудовой деятельности составляет, как показали
исследования, все 100%. Если же нет интереса к профессии, то 85%. А если
нет интереса и способностей, а есть только отдельные умения и навыки в области
профессиональной деятельности, то полезная отдача от такого человека лишь 30%.
Упражнение
№1: «Ассоциации».
Попрошу одного из вас
назвать любую профессию. Кто сидит слева от него пусть назовет ассоциацию к
данной профессии и свой вариант профессии. Следующий участник продолжит
упражнение и озвучит возникшую у него ассоциацию и новую профессию и т.д.
Рефлексия:
Вспомнили ли вы сейчас о какой-то давно забытой профессии? Интересно ли было
проследить свои ассоциации с профессиями?
Упражнение №2: «Я
хочу».
На
листе бумаги я попрошу вас записать всё, что вы хотели бы иметь в будущей
профессии или в целом какую профессию хотели бы иметь. Опишите всё как можно
подробнее, составьте список желаемого. Эти листы вы затем сдадите мне и мы с
вами вернёмся к ним на следующих двух занятиях.
Рефлексия. Легко
ли было формулировать свои желания?
Физминутка.
Упражнение №3: «Отгадай профессию».
1. Офицер.
– Для них характерны
физическая выносливость, патриотизм, здравый смысл, качества лидера, базовые
знания психологии, истории, экономики. Отличное знание своей службы.
– Несколько раз за
время службы меняет место жительства. Трудоустройство определяется условиями
контракта.
– Зарплата
определяется званием, должностью, выслугой лет.
– Может работать в
экстремальных ситуациях. Занимается подготовкой молодых солдат, анализирует
военные акции, разрабатывает военные планы, документы, организует военную
службу и быт солдат.
– Олег Газманов поет,
что их сердце под прицелом, а карьера их начинается с военного училища.
2. Врач-психотерапевт.
– Эта профессия
процветает во всем мире. Это врач, который должен найти причину душевного
дискомфорта у больного.
– Должен уметь
слушать других, иметь здравый смысл, аналитические способности, логическое
мышление, сочувствие к людям.
– Цена одного часа
консультации у данного специалиста стоит дорого. Во многих странах он является
другом и советчиком 50-80% населения.
3. Повар
– Носит белый халат.
– Специалист
оканчивал кулинарный техникум или курсы.
– Готовит еду, может
накормить толпы людей.
– Работает на кухне.
4. Учитель
– Специалист
разрабатывает содержание занятия и создает творческую атмосферу на них,
внедряет новые методы и средства получения знаний.
– Оценивает качество
знаний учащихся.
– Занимается
обучением детей и взрослых.
– Имеет
педагогическое образование, работает в школах и
университетах.
5. Плотник
– Когда-то они
гвоздями не пользовались, а ценили топор, говоря: «Топор – всему делу голова».
Эта профессия всегда нужная.
– Этот специалист
занят на строительстве объекта от начала и до конца. Он «одевает» здание в
леса, вставляет окна, двери.
– Хорошо разбирается
в древесине. Обладает художественными способностями, точностью и физической
выносливостью.
– В работе ему
помогают различные инструменты: рулетка, угольник, пила, шершебель, отвес,
ножовка. Свой глазомер этот специалист оценивает так «Мой глаз –
ватерпас».
– Эти специалисты
всегда ценились в деревне, они строили дома, используя до 50 способов
соединения бревен без гвоздей.
Рефлексия:
Сложно ли было понять какое описание какой профессии принадлежит?
Упражнение №4: «Мой
день».
Каждый из учащихся выбирает любую
профессию по своему желанию или её даёт педагог, и участник описывает типичный
день представителя этой профессии.
Рефлексия:
Чьи будни вам понравились больше всего? Как бы вы хотели проводить свои будни?
Заключение.
Сегодня мы рассмотрели с вами
несколько профессий и выяснили, что их характеризует и как проходят дни
работников этой профессии. То есть вы смогли посмотреть какие задачи у
некоторых работников и можете сопоставить это с тем, совпадают ли они с вашими
«хочу» в будущей профессии. Вашим домашним заданием в этот раз будет
проанализировать ваши «хочу» с новой полученной информацией. На следующем
занятии мы продолжим эту тему.
Презентация к занятию «Мир профессий: я хочу».
Комментарии
Отправить комментарий